Автор Тема: Прогресс и лошади  (Прочитано 10971 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ptil

  • Администратор
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 3090
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Прогресс и лошади
« : 27 Февраль 2011, 19:33:17 »
Не знаю, насколько это правдиво, но мне понравилось:
Цитировать
По бокам космического корабля «Джемини-4» размещаются двигатели по полтора метра шириной. Конструкторы корабля хотели сделать эти двигатели еще шире, но не смогли. Почему?

Дело в том, что двигатели эти доставлялись по одноколейной железной дороге, которая проходит по узкому тоннелю. Расстояние между рельсами стандартное: 146 сантиметров, поэтому конструкторы могли сделать двигатели только шириной 1,5 метра.

Возникает вопрос: почему расстояние между рельсами 146 сантиметров? Откуда же взялась эта цифра?

Оказывается, что железную дорогу в Соединённых Штатах делали такую же, как и в Англии, а в Англии делали железнодорожные вагоны по тому же принципу, что и трамвайные, а первые трамваи производились в Англии по образу и подобию конки (конная железная дорога). А длина оси конки составляла как раз… правильно, 146 сантиметров! Но почему?

Потому что конки делали с тем расчетом, чтобы их оси попадали в колеи на английских дорогах, чтобы колеса меньше изнашивались, а расстояние между колеями в Англии как раз… да, вы угадали: именно 146 сантиметров! Отчего так?

Да просто дороги в Великобритании стали делать римляне, подводя их под размер своих боевых колесниц, и длина оси стандартной римской колесницы равнялась… правильно, 146 сантиметрам! Ну вот теперь мы докопались, откуда взялся этот размер, но все же, почему римлянам вздумалось делать свои колесницы с осями именно такой длины?

А вот почему: в такую колесницу запрягали обычно двух лошадей. А 146 сантиметров — это был как раз размер двух лошадиных задниц! Делать ось колесницы длиннее было неудобно, так как это нарушало бы равновесие колесницы.

Следовательно, вот и ответ на самый первый вопрос: даже теперь, когда человек вышел в космос, его наивысшие технические достижения напрямую зависят от размера лошадиной задницы две тысячи лет назад!
Взято отсюда: http://forum.iknowit.ru/viewtopic.php?f=19&t=484&start=0

Оффлайн Шерлок Холмс

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 317
    • Просмотр профиля
Re: Прогресс и лошади
« Ответ #1 : 27 Февраль 2011, 20:09:54 »
Да, интересная статья. Мне кажется такого не придумаешь.
Знание-сила! А сила есть-ума не надо.

Оффлайн Илья

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 3617
    • Просмотр профиля
Re: Прогресс и лошади
« Ответ #2 : 28 Февраль 2011, 03:11:45 »
Прикольно. :thumbs up:
Было бы так расписано про любой вопрос и с детьми 3-4 лет было бы легче сладить, попутно самим просвещаясь.

Оффлайн Mathem

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 10
    • Просмотр профиля
Re: Прогресс и лошади
« Ответ #3 : 04 Октябрь 2014, 14:57:09 »
Если б не лошади, пришлось бы всем строить "египетские" пирамиды:

http://jakov.blogrus.ru/post/389/32016/

Оффлайн Mathem

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 10
    • Просмотр профиля
Re: Прогресс и лошади
« Ответ #4 : 04 Октябрь 2014, 15:25:05 »
О  ж.-д. колее

Из ИСТОРИИ. Когда Стефенсон построил свою первую в мире железную дорогу Ливерпуль-Манчестер (длиной около 45 км) и в 1829 году пустил по ней пробный поезд с паровозом "Ракета", его скорость (около 50 км/час) настолько всех потрясла, что у всяких "инвесторов" возник непреодолимый зуд: "будем строить железные дороги по всему миру!"
Однако среди инженеров некоторое время обсуждался тогда такой вопрос. Поскольку затраты на это предполагаются огромными, следует тщательнее подойти к выбору ширины колеи. Сам Стефенсон при таком выборе руководствовался расстоянием между колёсами тогдашнего почтового дилижанса (1435 мм). Среди предлагавшихся вариантов выделялось предложение знаменитого (позже, а тогда ещё слишком молодого) инженера Брунеля. Он предлагал ширину в 2500 мм. Аргументация его была такова:

1. Стоимость строительства возрастёт не в 2500/1435 = 1,74 раз. а значительно меньше. В такой пропорции увеличится лишь стоимость шпал. Стоимость рельсов вообще не изменится. Объём же основных (земляных) работ увеличится незначительно: насыпь или выемка в сечении есть трапеции, МЕНЬШИМ основанием которых является ширина пути.

2. Зато в такой же (или чуть большей?) пропорции возрастёт СКОРОСТЬ БЕЗОПАСНОГО движения при том же качестве укладки пути (шире основание при том же положении центра тяжести вагона).

3. Увеличится и возможная ВМЕСТИМОСТЬ вагонов, что приведёт к большей комфортности для пассажиров, и к возможности перевозить более габаритные грузы, например средней величины суда.

Представляете: сейчас в плацкартных вагонах не было бы "боковых" мест. (Кстати, видимо поэтому Брунель предлагал 2500 мм, а скажем не 2000 или 3000? Ну, его вариант близок к оптимальному, когда можно спать в вагоне "по обе стороны" от прохода.) А при строительстве электростанций габариты турбин и генераторов (чем больше, - тем экономически более выгодные) лимитируются возможностями их перевозки по железным дорогам.

Однако инвесторы предпочли тогда "синицу в руки" и выбрали стефенсоновскукю ширину колеи. Впрочем, в России чуть продвинулись в брунелевском направлении, но руководствовались при этом "соображениями безопасности" (затруднить чужим поездам ездить по нашим дорогам).


СПРАВКА

• БРУНЕЛЬ (Brunel) Изамбар Кингдом (1806-59), английский инженер железных дорог и кораблестроитель, сын Марка Изамбара БРУНЕЛЯ. Отличался замечательной силой предвидения, воображением и смелостью, произвел переворот в инженерном деле в Великобритании.
Рано проявил способности к рисованию и геометрии. В 1825 г. он помогал своему отцу проектировать первый туннель под рекой Темзой в Лондоне, который в настоящее время используется Лондонским метрополитеном.
В 1829 г. победил на конкурсе и стал разработчиком Клифтонского подвесного моста в Бристоле (постройка была завершена в 1864 г.). Это стало его первой самостоятельной работой. В 1833г. он получил назначение на пост главного инженера Большой западной железной дороги, для которой спроектировал мост Альберта через реку Темер.

Прославился также постройкой кораблей: «Грейт Вестерн» (проект 1837 г.) - первый трансатлантический деревянный пароход, «Грейт Бритен» (1843) - первый пароход со стальным корпусом и винтовым приводом, «Грейт Истерн» (1858) - пароход, приводимый в движение винтами и гребным колесом, который был величайшим из судов своего времени.

Последний пароход создавался большим, чтобы обеспечить возможность плавать до Индии без заправки углём в промежуточных портах. Впоследствии его использовали для прокладки первых трансатлантических телеграфных кабелей.