Я собственно никаких альтернативных теорий не придерживаюсь. Просто квантовая тема антиинтуитивная, а хочется понимать смысл. Физики от интерпретаций в этой области обычно уходят. Приходится самому придумывать чего-нибудь.
"я сходу не понимаю, в чём противоречие. Что Вы имеете ввиду? Поясните, плиз."
Ну так ведь свободные электроны бегают по проводам и излучают ЭМИ. Но, говорите Вы, не фотоны, это они не могут по законам сохранения. А фотоны - это кванты ЭМИ, то есть получается, что свободные электроны излучают не квантами. С другой стороны, ссылаясь на Планка, говорите, что все-таки квантами во всех диапазонах. Хотя вообще-то Планк рассматривал только спонтанное излучение, а оно генерится как раз электронами в атомах. Так что может и нет противоречия. Вероятно дело не в частоте излучения, а в источнике.
""Правда если атом одинокий, то кто будет его бить? " - другие фотоны."
А кто их излучать будет, если других атомов нет?
"Вы хотите сказать, что в моём примере фотон всё-таки попал в Ваш глаз-жертву, и не был перехвачен Меркурием?"
Очень может быть, что да. Это все-таки не частица, как таковая, это волна. Просто воздействие этой волны на окружающий мир - точечное.
Предвижу Ваше следующее возражение, у Вас уже руки чешутся спрятать меня в какой-нибудь экранированный бункер, за те 8 минут, что летит фотон. Этому возражать уже труднее. Видимо фотон все-таки может налету переобуться и поменять жертву, хотя для него все произойдет мгновенно. "Ой чо-то я не туда попал!"
"Значит остальные, станут бомжами и пролетят мимо и станут свободными вечно летающими фотонами. Или что, по Вашему, с ними должно случиться, раз они не были поглощены своей жертвой?"
Вероятно должны будут тоже найти новую жертву.
"изл. Черенкова - это (если не путаю) торможение быстрых (летящих со скоростью быстрее скорости света в среде) электронов. Они тормозятся средой и излучают из-за потери своей кинетической энергии. Но они излучают не в эту среду, в которой летят, так как мы видим это излучение глазами, стоя на крышке реактора."
Эээ, а не Вы ли только что говорили, что свободные электроны не излучают фотонов? Или мы можем глазами видеть неквантованное излучение?
Общее впечатление от нашего разговора, как будто встретились две бабки на базаре, и о тенденциях развития современной экономики в контексте внешнеполитического кризиса отношений России и США на почве сирийского конфликта дискутируют.
- Одна бабка: "Ой, Фёкла, куды жизть котится! Вот вчера бидон молока для свой мурки по 10 рублёв брала, а седня ужо по 12!".
- А вторая бабка: "Не дрейфь, Прасковья, у нас вона какой Путин, дай Бох яму здоровью. Он вона и на лошади умеет, и на этой, как её, клюшкой умеет! Говорят ему сам, это, как яго, Абамка звонил чего-то спрашивал".
- "Фёкла, ты белены объелась? Абамки-то больше нету".
- "Как нету!? Вот видишь, якой у них там бардак. Восемь лет Абамка всего побыл, и ужо нема. А наш Путин ужо 18 годов нас радует, патамушто у нас эта, как ея, стобильнасть. Так что не дрейфь. Медведев сказал, что нам, шобы держаться, даже денег не надо. Ну сдохнет твоя мурка без молока, так новую найдёшь, их вон, по улице много бегает. А с мурки котлеты и варежки справишь."
- "И то ладно, пойду платок потеплее надену, а то опять шею надует."
==================================
"
Просто квантовая тема антиинтуитивная, а хочется понимать смысл. Физики от интерпретаций в этой области обычно уходят. Приходится самому придумывать чего-нибудь."
1) Квантовая тема была бы совершенно интуитивная, если бы детёв, таких как Вы, с ранней школы правильно учили, а не на третьем только курсе политеха вдруг им как снег на голову, что, оказывается свет - это не волна, а электрон - это не шарик.
Квантовая теория, а правильнее сказать, квантововолновая, совершенно простая и понятная, если всё вовремя преподать, а не в виде шока-сенсации во взрослом и сформировавшемся и уже закостенелом миропонимании огорошивать.
Ваш ум чрезвычайно умный, но он закостенелый и неповоротливый как танкер-ледоход-Титаник. А мне понадобилось всего пять минут (и пятнадцать лет) чтобы вдруг понять, что в квантово-волновом дуализме нет никакого противоречия. Потому что частица-волна никогда не бывает одновременно и частицей и волной в чём-то одном. Это никогда не совпадает. Просто частица двигается ВСЕГДА как волна, а с другими телами взаимодействует ВСЕГДА как частица. И делов-то. Движение и взаимодействие с другими телами - это две совершенно разных вещи, и они могут быть совершенно разными, в этом нет никакого противоречия и странности.
Более того, наш мир перенасыщен примерами такого "дуализма", они есть на каждом шагу, и никто не удивляется, ни дети, ни старики, ни даже Вы. Это начиная с такого же дуализма, извините, в комплексных числах, которые тут так никто не любит, и заканчивая простыми бытовыми примерами.
Я расскажу Вам по великому блату одну микроисторию, которая однажды перевернула моё тупое мировоззрение раз и на всегда.
Дело было когда я то ли студентом-выпускником был, то ли начинающим аспирантом. У нас в институте был молодой учёный лет на 6 меня старше. И он был дико умный (умнее даже Вас), и он знал всё на свете. И я восхищался им. И он знал, что он дико умный. И он всегда ходил очень важной и неторопливой походкой, с задранным от важности носом, смотрел выше всех и никогда ни на кого, даже не на нашего начальника, считая себя умнее и его. И он всегда очень вальяжно, неторопливо и самодовольно разглагольствовал о том, о сём и о каких-то 4-пи-векторных бозонах. Он даже потребление юмора (типа чтения журнала Крокодил) считал лишь плотской похотью типа щекотания самому себе подмышкой. И он при этом не был чисто теоретик. Он умел, например, сварить платино-иридиевую термопару и сделать ровный ноль цельсия для её реперного спая из подручных средств, спроектировать и заказать в мастерской деталь для экспериментальной установки, шарил в компах, программировании и электронике и т.д., вобщем светило и мой кумир.
И я всегда думал, глядя на его вальяжность, спокойные и чёткие движения, и как он умел стоять рядом с аппаратурой и, в отличие от всех, не опираться, на ставить ногу, не повисать, и не облокачиваться на неё, я думал: "Вот, чистый образец интеллекта и разума". И я всегда думал, что такие люди, в отличие от, например, спортсменов, существуют в каком-то изолированном возвышенном нематериальном и неплотском мире - мире мыслей и знаний. А весь этот остальной мерзкий мир, наполненный гопниками, суетой, беготнёй, спешкой, бытовыми проблемами, телесными похотями и напряжениями мышц - он с ним не пересекается. Типа его тело для него лишнее и нужно лишь чтобы кушать и продолжать заниматься наукой (как у Стивена Хокинга).
И вот однажды, понадобилось мне с ним к нему домой зачем-то сходить. И мы идём, значит, по узкой каменной дорожке среди перерытого пустыря к дороге, где ~ 50 метров в право нах. автобусная остановка. До дороги ещё метров 100. И вдруг он говорит: "О! Автобус едет! Побежали?". Он заметил автобус, едущий по дороге в сторону к своей (к нашей) остановке. Я сразу подумал: "Как это! Он такой весь умный, неторопливый, образец интеллекта и высшего разума, и вдруг предлагает бежать словно он не учёный а мальчишка?!". Но я увидел серьёзность намерений в его глазах. Тогда я быстро оценил ситуацию: "Автобус подъедет к остановке через ~ 7 секунд. Автобус нас не видит и ждать не будет. Если бежать сначала по дорожке к дороге, а потом направо к остановке, это метров 150 - No hope! Если бежать по диагонали, то это дико плохо, потому что пустырь перепахан. И даже если так, то нужно нестись как Усейн Болт. Ну ладно ещё я - я бывший спринтер. Но он-то точно так не сможет.".
Пока я мешкал, ему надоело меня ждать, и он понёсся как Усейн Болт прямо по пашне. Ну, я за ним. Так я не мог даже догнать его, как быстро он бежал. И мы чудом успели на автобус. Вбежали, пыхтим оба. И я такой ошарашенный, не мог понять, что только что произошло - этот светило науки, считающий себя самым умным, что и было на самом деле, самодовольный всезнайка и презирающий всё ненаучное, вдруг, как ни в чём ни бывало, опустился на уровень бытовых проблем, не посчитал водителя автобуса объектом презрения, не полил его трёх-этажной руганью, не посчитал бег за автобусом ниже своего достоинства или чем-то неуместным для интеллектуалов, а принял ситуацию как данную объективность, смирился (или просто переключился), и включил свою неведомую мне до того вторую грань - стал на время мальчишкой-бегуном.
Для меня это был шок и переосмысление жизни - я по-новому осознал, что жизнь даже для особенных людей всегда всё равно состоит из двух граней - духовной/интеллектуальной и тупо материальной/мускульной. И это есть ярчайший пример-аналогия квантово-волнового дуализма: На работе ты учёный, а не на работе ты - спортсмен. Люди (высшие создания), так же дуальны, как и микрочастицы (низшие создания) - очередной пример перехода нуля в бесконечность и замыкания (закольцовывания) числовой прямой на себя.
Ещё компьютер тоже хороший пример дуальности. Как частица движется от щели к экрану (в двухщелевом эксперименте) как волна, а взаимодействует с покрытием экрана как частица, так и компьютер, пока "движется" (обрабатывает и вычисляет) - есть лишь груда "железа" и электрических токов, а когда "взаимодействует" своим вычисленным результатом с человеком - "информация". У компьютера есть "железо-информационный" дуализм. Аналогично и автомобиль (железо-телепортационный дуализм), размножение (секс-любовный дуализм) и многое другое. Если бы детям и Вам с детства втолковывали бы, что всё в мире дуально, что это нормально, и заставляли бы детей решать задачки типа "Найдите дуализм кастрюли", а школьников заставляли бы решать задачки типа "Определите кратность/симметричность/степень/показатель/коэффициент Головотяпа/число Тугрика/показатель Игрека/след матрицы/детерминант/дискриминант/поляру/фокус/проекцию дуализма кастрюли на дуализм сковородки", то, короче, Вы не сказали бы такую фигню как "
хочется понимать смысл", ибо Вам всё было бы очевидно.
2) "
Физики от интерпретаций в этой области обычно уходят" - это потому что их не по моей системе учили.
3) "
Приходится самому придумывать чего-нибудь" - Так Вы это сами придумали? А я подобное видел уже в ютубе. Типа называлось "Существуют ли фотоны".
"
Ну так ведь свободные электроны бегают по проводам и излучают ЭМИ." - Если электрон бегает по проводу, он уже не свободный. Он упирается в конец провода и при этом тормозится. Какой же он свободный? Посему переформулирую свой вопрос.
Когда электрон в атоме, там всё понятно: он излучает квант уже хотя бы потому, что электрон может занимать только дискретные уровни энергии. Он по другому просто не может. И получившаяся частота излучения является уже следствием расстояния между этими уровнями по закону планка ω = E/
h. В случае же радиоантенны - совсем другая ситуация. Мы частоту излучаем какую хотим, а энергии можем равномерно и бесперебойно добавлять в колебательный контур НЕОГРАНИЧЕННО. Поэтому и вопрос, получающееся излучение на частоте радио "Питерское эхо" разлетается непрерывной волной или всё-таки квантами? По Планку должно быть квантами, а по конструкции антенны и передатчика должно быть непрерывным.
"
""Правда если атом одинокий, то кто будет его бить? " - другие фотоны." А кто их излучать будет, если других атомов нет?" - Во деревня! Виртуальные фотоны его будут бить! Виртуальные фотоны есть везде и всегда.
"
Вас уже руки чешутся спрятать меня в какой-нибудь экранированный бункер" - Я ничего не имею против того, что фотон, двигаясь как волна, может обогнуть любое конечное препятствие. Но на практике вовсе не обязательно прятать Вас в цинковый гроб. Полное Лунное затмение Солнца показывает, что Луна, оказавшись на пути фотонов, перехватила все фотоны, уже собравшиеся попасть в Ваш глаз. Не вижу смысла пытаться придумывать сложное поведение фотона с его интеллектуальным подстраиванием под изменяющуюся ситуацию. Гораздо проще полагать, что фотон не выбирал никакую жертву, а летел куда попало и попал куда попало. Так же как не надо и эволюцию наделять разумом, законотворчеством и целью.
"
Эээ, а не Вы ли только что говорили, что свободные электроны не излучают фотонов? Или мы можем глазами видеть неквантованное излучение?" Опять сорок пять. Если электроны тормозятся средой, то они уже не свободные. Почему Вы "свободный" и "несвободный" электрон ассоциируете только как его принадлежность атому? Рентгеновское излучение, кстати, я припомнил, тоже образуется из-за торможения электронов в веществе. Но там, как я понимаю, скорость эл. не выше скорости света в этом веществе. Свободный электрон - это который летит себе в вакууме и нет никаких полей. И вдруг ему навстречу фотон. Вот такой фотон он не может поглотить (или излучить). А только рассеять.