Даль, Владимир Иванович

Владимир Иванович Даль (10 (22) ноября 1801 — 22 сентября (4 октября) 1872) — российский врач, известный лексикограф и автор «Толкового словаря живого великорусского языка».


Биография

Владимир Даль родился в Екатеринославской губернии, в Луганском заводе. Отец был датчанин (датское написание фамилии: Dahl), принявший русское подданство, человек многосторонне образованный, лингвист (знал в числе прочего древнееврейский язык), богослов и медик. Мать, Мария Даль, — немка, дочь переводчицы Марии Ивановны Фрейтаг.

В 1814—1819 гг. Даль учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Окончив один курс, он несколько лет служил во флоте; вышел в отставку и поступил в дерптский университет, на медицинский факультет. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и позволяла накапливать материалы для будущего «Толкового Словаря». В 1831 г. Даль участвовал в походе против поляков, причём отличился при переправе Ридигера через Вислу у Юзефова. За неимением инженера, Даль навел мост, защищал его при переправе и затем сам разрушил его. От начальства он получил выговор за неисполнение своих прямых обязанностей, но Николай I наградил его орденом. По окончании войны поступил ординатором в СПб. военносухопутный госпиталь. Однако медицина не удовлетворяла Даля, и он обратился к литературе, причём близко сошелся с А. С. Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Гоголем, Н. М. Языковым, кн. Одоевским и др. Первый опыт («Русские сказки. Пяток первый», СПб. 1832 — пересказ народн. сказок) обнаружил уже этнографические наклонности. Книга эта навлекла неприятности на автора. По доносу Булгарина она была запрещена, и Даль взят в Третье отделение, но в тот же день выпущен благодаря заступничеству Жуковского. Тем не менее Даль долго не мог печататься под своим именем.

Семь лет он прослужил в Оренбурге, путешествовал по краю и участвовал в несчастном хивинском походе 1839 г. В 1836 он приезжал в Петербург и здесь присутствовал при трагической кончине Пушкина, от которого получил его перстень-талисман. Все это время Даль не оставлял и медицины, пристрастившись особенно к офтальмологии и гомеопатии (одна из первых статей в защиту гомеопатии принадлежит Далю: «Современник» 1838, № 12).

В 1834—1839 гг. Даль выпускает свои «Были и небылицы». В 1838 он выбран за свои естественноисторические работы в член-корреспонденты Императорской академии наук; в 1841 назначен секретарем к Л. А. Перовскому, а потом заведовал (частно) особой канцелярией его, как министра внутренних дел. Вместе с Н. Милютиным составлял и вводил «Городовое положение в СПб.». За это время им напечатаны статьи:
«Полтора слова о нынешнем русском языке» («Москвитянин», 1842, I, № 2)
«Недовесок» к этой статье (т. же, ч. V, № 9)
брошюры «О скопческой ереси» (1844, редкость (другая записка о законодательстве против скопцов напечатана в «Чтениях общ. ист. и др.» 1872, кн. IV.)
«Об убивании евреями христианских младенцев» (1844)
повесть «Похождения X. X. Виольдамура и его Аршета» (1844)
«Сочинения Казака Луганского» (1846).

В то же время Даль составил для военных заведений учебники ботаники и зоологии и напечатал ряд повестей и очерков в «Библиотеке для Чтения», «Отечест. Записках», «Москвитянине» и сборнике Башуцкого «Наши», в том числе статьи:
«О русских пословицах» («Современник», 1847, кн. 6)
«О поверьях, суевериях и предрассудках рус. народа» («Иллюстр.», 1845 ? 46, 2-е изд. СПб., 1880)

В 1849 назначен управляющим нижегородской удельной конторой и прослужил на этом посту, доставившем ему возможность наблюдать разнообразный этнографический материал, до 1859, когда вышел в отставку и поселился в Москве. За это время напечатаны статьи и сочинения:
«О наречиях русского яз.» («Вестн. Имп. Г. Общ.», 1852, кн. 6; перепечатана в «Толковом Словаре»)
«Матросские досуги», написанные по поручению кн. Константина Николаевича (СПб., 1853)
ряд статей о вреде одной грамотности без просвещения («Рус. Беседа», 1856, кн. III; «Отеч. Зап.», 1857, кн. II; «СПб. Вед.», 1857 № 245)
целая серия очерков (100) из русской жизни (отдельное издание «Картины из русского быта», СПб., 1861)

В Нижнем приготовил к изданию свои «Пословицы» и довел обработку словаря до буквы П. Вскоре после переселения в Москву, начал выходить в свет его
«Толковый слов.» (1-е изд. 1861 ? 68; второе изд. СПб. 1880 ? 82)

и напечатан другой капитальный труд всей жизни:
«Пословицы русск. народа» (М., 1862; 2 изд. СПб., 1879).

За это время появились в печати сочинения и статьи Д.;
«Полное собр. соч.» (СПб., 1861;:2 изд. СПб., 1878 ? 1884)
«Повести» (Спб., 1861)
«Солдатские досуги» (2 изд. СПб., 1861)
«Два сорока бывальщинок для крестьян» (СПб., 1862)
записка о русск. словаре («Русск. Беседа», 1860, № 1)
полемика с Погодиным об иностранных словах и русск. правописании («Pyccкий», 1868, №№ 25, 31, 39, 41)

В 1861 за первые выпуски «Словаря» получил константиновскую медаль от Имп. геогр. общ., в 1868 г. выбран в почетные члены Имп. акд. наук, а по выходе в свет всего словаря удостоен ломоносовской премии.

Собранные песни отдал Киреевскому, сказки — Афанасьеву. Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Имп. публ. библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского.

Умер Даль в Москве 22 сентября (4 октября) 1872 г.

Ни морской корпус, ни медицинский факультет не могли дать Далю надлежащей научной подготовки, и он до конца дней остался дилетантом-самоучкой. На свой настоящий путь Даль попал чисто инстинктивно, и собирание материалов у него шло сначала без всяких определенных научных целей. Только личные отношения к писателям пушкинской эпохи, а также к московским славянофилам, помогли ему сознать свое настоящее призвание и поставили определенные цели деятельности. Его словарь, памятник огромной личной энергии, трудолюбия и настойчивости, ценен лишь как богатое собрание сырого материала, лексического и этнографического (различные объяснения обрядов, поверий, предметов культуры и т. д.), к сожалению, не всегда достоверного. Даль не мог понять (см. его полемику с А. Н. Пыпиным в конце IV т. Словаря), что ссылки на одно «русское ухо», на «дух языка», «на мир, на всю Русь», при невозможности доказать, «были ли в печати, кем и где говорились» слова в роде пособ, пособка (от пособить), колоземица, казотка, глазоем и т. д., ничего не доказывают и ценности материала не возвышают. Характеристичны слова самого Даля: «с грамматикой я искони был в каком-то разладе, не умея применять её к нашему языку и чуждаясь её не столько по рассудку, сколько по какому-то тёмному чувству, чтобы она не сбила с толку» и т. д. (напутное слово к Словарю). Этот разлад с грамматикой не мог не сказаться на его Словаре, расположенном по этимологической системе «гнезд», разумной в основе, но оказавшейся не по силам Далю. Из-за этого у него «дышло» (заимствованное из нем. Deichsel) стоит в связи с дыхать, дышать, «простор» — с «простой» и т. д. Тем не менее, Словарь Даля до сих пор является единственным и драгоценным пособием для каждого занимающегося русским языком. Даль один из первых занимался также русской диалектологией и был превосходным практическим знатоком русских говоров, умевшим по двум-трём сказанным словам определить местожительство говорящего, но никогда не мог воспользоваться этим знанием и дать научную характеристику знакомых ему диалектических особенностей. Как писатель-беллетрист Даль теперь почти совсем забыт, хотя в свое время высоко ставился такими ценителями, как В. Г. Белинский, И. С. Тургенев и др.

Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошёл, и главная заслуга его и в этой области заключается в широком пользовании этнографическим материалом. Своей этнографической ценности некоторые очерки Даля не утратили и до сих пор.


«Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их»

Сочинение Владимира Ивановича Даля «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их» (1844 г.; известно также под названиями «Записка о ритуальных убийствах» и «Об убивании евреями христианских младенцев»), в силу своего содержания, способно возбудить в читателях антисемитские чувства, и не может не вызвать претензий к самому Далю.

По мнению американского публициста Семёна Резника (изложенному в статье «Кровавый навет в России»), подлинным автором «Записки» является директор департамента иностранных исповеданий В. В. Скрипицын, а напечатан и приписан Далю этот труд оказался лишь в 1913 году, «в преддверии дела Бейлиса». Но мнение Резника, очевидно, совершенно не соответствует действительности, поскольку произведение Даля «Об убивании евреями христианских младенцев» (1844 г.) упоминается также и в статье профессора С. К. Булича «Даль» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.), и притом задолго до названной Резником даты.

Текст оригинального варианта произведения доступен здесь: http://www.philolog.ru/dahl/html/pdf/ROZYSK.pdf


Сочинения

О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа
Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их
Жизнь Джингиз-хана. Татарская сказка

по материалам Википедии - http://ru.wikipedia.org