Старт или финиш?

Взлетает или садится космический корабль, показанный на рисунке:

Старт или финиш?

Большинство считает эту задачу шуткой. Дескать, автор надеется, что читатели скажут: «Поскольку реактивная струя направлена вниз, то сам корабль движется вверх и, следовательно, взлетает». Но мы знаем, что при посадке корабль также должен направить струю вниз, чтобы с помощью ее реакции (противодействия) погасить свою скорость сближения с Землей. Правда, часто посадка осуществляется с участием парашютов, без реактивной струи. Если бы на рисунке был парашют, то не было бы никаких сомнений, что это посадка. А сейчас рисунок не дает ответа на поставленный вопрос.

Конечно же, автор не строил задачу в расчете на такой явный промах со стороны читателя. Действительно, ориентация корабля соплом к Земле, клубы пыли, поднятые реактивной струей, – все это одинаково характерно и для начальной стадии взлета, и для конечной стадии приземления. Тем не менее подчеркиваем, что на рисунке имеется достаточно данных для ответа на вопрос.

P. S. Задача из книги П. Маковецкого "Смотри в корень!"

Ответ: Для того чтобы вывести спутник массой в одну тонну на орбиту, в настоящее время требуются десятки тонн топлива. В космическом корабле, который, в отличие от спутника, кроме выхода на орбиту должен совершить еще свое космическое путешествие и затем благополучно приземлиться, соотношение между необходимым топливом и полезной массой еще во много раз больше. Следовательно, в стартующем космическом корабле высота полезных отсеков (кабина с космонавтами, научная аппаратура) составляет ничтожно малую часть от общей высоты корабля.

Теперь взгляните на рисунок. Судя по размерам иллюминаторов, по крайней мере половину корабля занимает кабина. Следовательно, большинство ступеней ракеты уже отброшено. Двигатель корабля теперь состоит не более чем из одной ступени. Это последняя ступень. Ситуация, в которой работает последняя ступень, никак не может быть стартом. Это приземление.

Многие читатели первого издания книги считали этот ответ не единственно возможным. Они полагали, что изображенная на рисунке ситуация могла бы быть не финишем на Земле, а промежуточным стартом с Луны. В самом деле, чтобы покинуть Луну, нужно развить скорость около 2,5 км/с, а это по силам для одной (последней!) ступени ракеты. Для приземления же тормозной двигатель не обязателен: его задачу может выполнить тормозящее действие атмосферы. Нужно только хорошенько прицелиться с Луны, чтобы вход в атмосферу был под правильным, весьма малым, углом и, кроме того, чтобы корабль был снабжен выпускаемыми крыльями, которые позволят планировать и этим растянуть торможение на продолжительное время, сделав его безопасным.

И хотя все эти рассуждения верны, тем не менее то, что изображено на рисунке, не может быть стартом с Луны. И вот почему.

Клубы пыли (дыма, пара) возможны только в атмосфере. На Земле пылинка, подброшенная реактивной струей, почти мгновенно теряет первоначальную скорость относительно воздуха, как бы велика она ни была. Дальнейшее движение ее возможно только вместе с воздухом, турбулентность которого и приводит к образованию клубов пыли.

На Луне нет атмосферы. Поэтому там не может быть клубов пыли. Сама пыль может быть, а клубы – нет. В отсутствие атмосферы каждая пылинка будет, не тормозясь воздухом, описывать параболу (уточнения – в задаче «Совершали ли вы космический полет?»). Самые быстрые пылинки и песчинки (если их скорость более 2,4 км/с) могут покинуть Луну, перейдя в ранг метеорных тел.

Кстати сказать, отсюда следует, что зевака, глазеющий с расстояния в несколько километров на старт с Луны (или прилунение), рискует получить пару пробоин в скафандре (от песчинок с массой один миллиграмм и более).

Увидеть отдельную пылинку нельзя из-за ее быстрого движения. Вместо клубов пыли мы увидим что-то вроде веера лучей, состоящих из прямолинейно летящих пылинок и камешков. Этот веер мгновенно исчезает в момент выключения двигателей, так как составляющие его пылинки разлетаются.

Итак, событие происходит на планете, обладающей атмосферой и, следовательно, большой гравитацией. Это не старт с Луны. Может быть, старт с Венеры? Но для старта с Венеры ракета должна быть многоступенчатой. Поэтому единственно возможным ответом является все-таки приземление.

Ваша оценка: Нет Средняя: 3.4 (155 оценки)


Комментарии

Yahoo, я угадал!

При старте ракета удерживается металлическими ножками, т.к. на рис. этих ножек не видно, ракета садится )))

Приведенное рассуждение, конечно, правильное, и я сам так же думаю. Но оно подразумевает некоторые знания о конструкции космических ракет и неявное предположение, что кружки на ракете, это иллюминаторы, а не что-то другое, например, зазоры между ступенямию. Таким образом это, хотя и хорошая, но не совсем задача по физике для школьников.

Кроме того, меня смущает, что остаток ракеты, падая из космоса, так ровно вертикально соориентировался к поверхности земли без парашюта или рулевых двигателей.

Задача взята из книги, которая, как я понял, предназначена не просто для школьников, а для тех, кому физика интересна и кто хотел бы заниматься ей в будущем. Так что это не просто типовая учебная задача по физике. Далеко не каждый "хорошист" или "отличник" сможет правильно обосновать ответ на этот вопрос.

Вам привет от Илона Маска! Карабль, кстати, вылитый Starship. Иллюминаторы это бред, кружки на корпусе - логотип или рекламма. И кто сказал, что корабли летит (или был) в космосе? Испытание ракет пуском не Маск придумал. Подпрыгнули километров на 20 и сели. Так что все написанное - бред лютый, про Венеру уже молчу.

А вот форма клубов (см. нижний коммент) не реалистична совсем. Но, при некоторых допущениях (например такой рельеф, овраг там, или искуственно прорыли) именно она дает ключ к решению. Более вероятно, что корабль именно взлетает - когда он был ближе к земле, то поднимал больше пыли, она уже далеко разлетелась, сейчас струя еле еле добивает до земли и пыли мало. Если он садится - под ним бетонные плиты или камень, но все сильно засрано - корабль сдул всю пыль и ее практически не осталось. Думаю, это менее вероятный сценарий.

Почему на картинке клубы пыли спереди и сзади места приземления меньше чем слева и справа от него?